Собор Святого Петра в Ватикане
Соборы и церкви Автор: Livgreta 2010-09-16 Нет комментариев
Пожалуй, самое грандиозное сооружение в Риме созданное в эпоху Возрождения – Собор Святого Петра. Он расположился на правом берегу Тибра, и замыкает перспективу виа дела Кончилиационе. Когда идешь по этой улице, ведущей к пьяцца Сан Пьетро, то кажется, что собор рядом. Но оказывается, оптический обман ввел вас в заблуждение, и до этого выдающегося сооружения нужно пройти не одну сотню метров.
Подойдя к площади, вы уверены, что теперь то до него рукой подать, ан нет, между вами и фасадом собора практически необъятный простор площади, названной именем почитаемого во всем христианском мире св. Петра.
На месте пришедшей в полуразрушенное состояние базилики св. Петра, где по преданию находилась могила апостола, папа Юлий II решил воздвигнуть собор. По его замыслу, этот собор должен был быть самым грандиозным сооружением, которое когда-либо возводилось в христианской истории. Его убранство должно было затмить своей красотой и великолепием все известные в мире церковные сооружения.
Строительство было поручено папскому архитектору Броманте. Великий архитектор приступил к нему в 1506 году. В 1514 году, после смерти Броманте, Рафаэль продолжил строительство, а затем его сменил Антонио да Сангалло.
В 1546 году был приглашен Микеланджело, который, как и Броманте, представлял себе собор св. Петра в центре всего комплекса, венцом которого должен был стать купол – мавзолей. Спроектированный Микеланджело купол, воплотил в 1593 году Джакомо делла Порта.
Папа Павел V решает превратить собор в обыкновенную церковь, поручив реконструкцию Карлу Модерне. Который пристроил к подкупольной части храма три нефа и возвел фасад. Сегодня этот фасад мы видим с площади. Таким образом, длина собора достигла 211,5 метров, а высота 141,5 метров.
Папа Иннокентий X в 1656 году решает оформить соборную площадь. Лоренцо Бернини, приступая к работе над благоустройством площади, которая в плане имеет форму эллипса, заказывает 284 колонны, и выстраивает их в четыре ряда, образуя две колоннады с боков собора, оставляя для проезда широкий центральный участок.
На всем протяжении колоннад устанавливает статуи святых, таким образом, предавая им завершенный вид. В средине каждого из двух секторов, образованных колоннадами размещает фонтаны, а центр площади украшает египетским обелиском.
Во всем облике площади просматривается логический характер передвижения по ней вдоль колоннад. Вступив на площадь, понимаешь недопустимость хаотичного передвижения. Колонны задают свой ритм. Расступаясь, колонны приводят вас к фасаду собора св. Петра.
Между полуколонн фасада пять узких высоких входных проемов ведут внутрь. Центральный вход закрыт двухстворчатой бронзовой дверью, некогда стоявшей в старой базилике. Она была изготовлена в XV веке мастером Филарете, который разместил на ней сюжеты, описывающие мучения апостолов.
Над дверью установлен мраморный барельеф, выполненный Бернини. Мастер изобразил сцену получения св. Петром ключей от Царства Небесного из рук Иисуса. Построенный собор был освящен папой Урбаном VIII 18 ноября 1626 года.
Внутренний интерьер собора св. Петра ошеломляет своими пропорциями и пышным декором. Его центральный неф протянулся на 187 метров в длину, при ширине 25 метров и высоте достигающей – 45 метров. Эти объемы довлеют над людьми.
Купол, расположен над четырьмя крыльями крестообразного пространства. Его украшают красочные изображения четырех евангелистов, ангела и трех животных (лев, орел и вол, которые были допущены к престолу бога).
Первое, на что обращает внимание вошедший в собор – это 29 метровый балдахин (киворий). Бернини украшает им самое святое место в соборе, под куполом. Четыре мощные витые бронзовые колонны, как бы ввинчиваются в пространство, заставляя его дрожать переливами золота и бронзы.
Сквозь колонны просматриваются мощные пилястры на опорных подкупольных столбах, с двумя рядами ниш. Нижние четыре ниши более глубокие. В них установлены гигантские скульптуры святых. Одну из них, статую святого Лонгина, ваял сам Бернини.
Вверху находится ряд балконов и «лоджии реликвий», украшенные витыми колоннами повторяющие узор колонн балдахина. Трансепты собора св. Петра создают волнообразное освещение и соединяют его с подкупольным пространством, свет которого кажется нереальным.
Алтарь находится напротив входа в центральный неф. Золотой свет наполняет апсиду. Он исходит от ослепительного нимба, окруженного ангелами. Здесь установлена кафедра св. Петра. Там же в конце нефа находится бронзовый монумент св. Петра в полный рост. Правая нога статуи, к которой прикладываются верующие, истерта поцелуями паломников.
Установленная в правом нефе первой капеллы «Пьета» Микеланджело, выделяется своей утонченной красотой и лаконичностью на фоне буйной роскоши. Скорбящая Мария с телом умершего Иисуса на руках, притягивает к себе внимание.
Установленная на высоком постаменте, она заставляет зрителя невольно поднять голову, чтобы заглянуть в наполненное скорбью выражение ее лица, лица матери потерявшей любимого сына. Молодой Микеланджело ваял эту скульптурную группу по заказу посла Франции.
Вдоль стен собора св. Петра по всему его периметру череда капелл с надгробными памятниками захороненным папам. Над памятниками трудились лучшие скульпторы, среди которых Бернини, Мессина, Гульельмо делла Порта, Эмилио Греко.
Поднявшись на смотровую площадку расположенную вокруг купола можно окинуть взором не только окрестности государства Ватикан, на территории которого находится этот один из самых выдающихся архитектурных шедевров, но практически весь Рим – город, сохранивший для людей богатое историческое и культурное наследие.
С нами вы экономите! Скидки на экскурсию 30%.