Resorts-Italy.Ru Присоединяйтесь к нам:         

Станцы Рафаэля в Ватикане

  Достопримечательности   Автор: Livgreta      2010-06-26      Нет комментариев

В этой статье мы расскажем еще об одной ватиканской знаменитости – о станцах Рафаэля. Но вначале, маленькое историческое отступление. В 1503 году в Ватикане был избран новый папа – Юлий II. Покои своего предшественника Александра VI понтифику показались недостаточно комфортными для проживания, и Юлий II взялся за возведение новой резиденции для своей особы.

Станцы Рафаэля в Ватикане

Местом апартаментов он избрал второй этаж Ватиканского дворца. Здесь для папы оборудовали рабочие помещения, в украшении которых должны были принять участие лучшие итальянские художники того времени – Перуджино, Перуцци, Лоренцо, Балдассаре и другие.

Однако среди цвета итальянской живописи папа так и не смог выбрать достойных такой чести, и предпочел всем им молодого художника Рафаэля. 25-летний мастер расписал для папы три маленьких, расположенных друг за другом зала. Они и получили название «станцы», что на языке итальянцев означает «дворцовые залы».

Четвертый зал – зал Константина расписывали уже ученики художника после его смерти. Наверное, поэтому четвертый зал не так знаменит, как его соседи, тем не менее, он также заслуживает того, чтобы посетить его. Кстати, название станца получила от названия одной из фресок – «Битва Константина».

Создание живописных чудес в Ватикане Рафаэль начал со Станцы дела Сеньятура. До Рафаэля там уже успели «отметиться» другие живописцы, но папа был настолько восхищен работой художника, что приказал избавиться от конкурирующих фресок. В итоге зал оказался полностью оформлен руками Рафаэля.

Несмотря на то, что Рафаэлю была предоставлена полная свобода творчества, темы для фресок все же выбирал Юлий II в содружестве ученых-гуманистов. Главную цель росписей угадать не сложно – они должны были демонстрировать могущество христианской церкви, ее величие, ну и заодно прославлять самого папу.

Сюжеты, заимствованные из Библии, на фресках плавно переплетаются с реальными персонажами, преимущественно, связанными с религией и церковью. Также в росписи можно заметить и героев античных мифов.

Совместить несовместимое – христианство и язычество – задача не из легких, однако Рафаэлю удалось столь органично переплести сюжетные нити, что изображения выглядят естественно и непринужденно. В результате подобных манипуляций, фрески приобрели ярко выраженный светский характер, мягко отодвинув на второй план прославление церкви.

Однако вернемся к Станце делла Сеньятура. Стены этого зала украшают фрески «Диспут», «Парнас», «Юстиция» и «Афинская школа». Все это великолепие должно было служить единой задаче – доказать, что все проявления духовной деятельности, так или иначе взаимосвязаны, в частности философия, поэзия, юриспруденция и, конечно же, богословие.

Фреска «Афинская школа» изображает древних греческих философов Аристотеля и Платона, окруженных их выдающимися «коллегами» из различных временных эпох, среди которых Пифагор, Сократ, Диоген, Евклид, Зороастр. Причем в облике Платона явно просматриваются черты Леонардо да Винчи. Эта фреска символизирует триумф философии.

Станцы Рафаэля в Ватикане

Герои фрески «Парнас» – лучшие служители стихотворного искусства, то есть, поэзии – Гомер, Вергилий, Данте и другие мастера образа и рифмы во главе с Аполлоном и девятью музами.

Фреска «Диспут» символизирует торжество христианской церкви. На ней мы видим Бога-отца, Христа и Богоматерь. Там же Иоанн Креститель и символ Святого Духа – голубь. Внизу перед нами предстают папы, служители церкви и простых верующих. В толпе можно заметить и известных личностей, таких, как Данте и Фра Беато Анджелико.

Следующий зал – Станца дель Иничендио ди Борго. Здесь Рафаэль творил уже в тесном сотрудничестве со своими учениками. Вернее, творили его ученики, под четким руководством мастера.

Из-за возросшей популярности и огромного числа заказов Рафаэль буквально разрывался между работами и был вынужден доверить роспись папских покоев своим последователям.

Фрески этой станцы посвящены истории папства. Центральную роль здесь играют фигуры пап Льва III и Льва IV. И это не случайно, ведь на престоле в это время находился уже папа Лев X, которого и должны были прославлять фрески, пусть и завуалировано.

Самая известная фреска в зале – «Пожар в Борго». В основе сюжета лежит легенда о чудесном прекращении пожара, разгоревшегося в папском дворце. Тогда папа Лев IV осенил крестным знамением пламя и людей и огонь утих. Но фреска «Пожар в Борго» уникальна не только этим. На заднем плане четко просматривается старый фасад собора Святого Петра, поэтому по фреске можно с легкостью восстановить прежний вид собора.

Третья станца – д’Элиодоро. Над ее созданием Рафаэль трудился с 1511 по 1514 год. Главная тема, которая проходит через все фрески – божественное покровительство, оказываемое христианской церкви.

Первая фреска зала – «Изгнание Элиодора» написана по сюжету предания о том, как небесный всадник спасает Иерусалимский храм от разграбления сирийским военачальником Элиодором. По распространенному мнению, в этой фреске содержится косвенный намек на изгнание французов из папской области. На этой же фреске изображен и папа Юлий II.

Другую стену станцы украшает фреска «Месса в Больсене». На ней художник увековечил общепризнанное чудо 1263 года. Тогда в руках у неверующего священника в руках начала кровоточить хостия – специальный хлеб для богослужений в католической церкви. И вновь на этой фреске мы видим папу Юлия II, наблюдающего за происходящим наравне со швейцарскими гвардейцами.

Еще одна фреска «Изведение Петра» повествует об освобождении апостола Петра из темницы, куда он был заточен противниками христианства. Некоторые усматривают в этом изображении аналогию с событием из жизни папы Льва X. Во время битвы при Равенне папа, точнее тогда еще кардинал, был захвачен в плен, однако ему удалось сбежать.

Если говорить непосредственно о содержании фрески, она условно поделена на три части. На одной из них изображен спящий Петр и склонившийся над ним ангел. Другая часть показывает уже выведение Петра из темницы ангелом и мирно спящих стражников. На третьей части фрески нарисован переполох, поднятый проснувшейся стражей и обнаружившей пропажу пленника.

Станцы Рафаэля – это великолепный пример сочетания религиозной и светской живописи, поставленной на службу христианской церкви, а впоследствии и мировому искусству.

Материал подготовлен информационной службой
Resorts-Italy.Ru – достопримечательности Италии

Опубликовать в twitter.com Добавить в свой блог на livejournal.com







Как празднуют Новый год
в Италии?

В Италии Рождество и Новый год – самые любимые праздники. О традициях...
   Подробнее
Арабба – курорт
для семейного отдыха
Арабба – идеальное место для тех, кто хочет отдохнуть спокойно. Здесь не так много...
   Подробнее
Курорт Бормио:
горнолыжная Мекка Италии
Бормио – это крупный курорт, расположенный на высоте около 1 200 метров...
   Подробнее
Новые статьи:
Лучшие отели Италии:
Достопримечательности
Сицилии: будет жарко!

В этом городе родился Моцарт, поэтому все здесь связано с именем великого мастера...
   Подробнее
Достопримечательности Рима:
что посетить?
Рим богат на события! Здесь проходят мировые премьеры, фестивали, праздники...
   Подробнее

Resorts-Italy.Ru | Лучшие курорты Италии
Сайт создан при поддержке
Euguide.Ru: частный путеводитель по Европе
Копирование материалов без письменного разрешения администрации не допускается.
 

Вы всегда можете найти нас в:   

О САЙТЕ  /   КОНТАКТЫ  /   РЕКЛАМА  /   МИР ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИТАЛИИ