Сиена – главное украшение Тосканы

Города-музеи Италии Автор: Livgreta 2010-09-30 Нет комментариев

Тоскана – северный регион Италии. С севера и востока она защищена от проникновения холодных ветров горной цепью Аппенин. Когда Бог создавал Рай, то кусочек его он поместил именно в Тоскане. Свежий горный воздух, плодородные земли, живописные пейзажи, яркое солнце и теплое море. Неудивительно, что этрусские племена, поселившись на этих землях в VIII веке до нашей эры, бережно и с любовью обживали их. Это был трудолюбивый мирный народ. Племена селились на небольшом расстоянии друг от друга и эти поселения, разрастаясь, превращались в города. Так возникла и Сиена.

Ученые, историки и археологи до сих пор не пришли к единому мнению, откуда произошло такое название города. Одни приписывают его к названию племени этрусков Саина, другие предполагают, что оно произошло от названия галльского племени Сенонс, которое несколько веков держало контроль над этой местностью. Третьи – приверженцы легенды об основании города одним из сыновей Рэма, Сением.

И, в качестве довода, приводят наличие скульптурных и живописных изображений легендарной волчицы, вскормившей близнецов Ромула и Рэма и ставшей своеобразным символом города.

Но мне кажется, что для современников большее значение имеет не то, откуда произошло название города, а то, что этот город существует и является самым красивым городом в северной Италии. В сентябре 1966 года международная организация ЮНЕСКО пополнила список, охраняемых объектов имеющих мировое значение, историческим центром города Сиена.

Можно опустить подробности истории города, связанные с войнами, эпидемиями, сменой правителей, взлетами и падениями. Но есть желание рассказать о том времени, которое сформировало облик сегодняшней Сиены, и сделало его привлекательным для тысяч туристов, ежегодно приезжающих сюда.

Пожалуй, своему расцвету, Сиена обязана средним векам. Этот период истории города, связан с образованием Сиенской республики, которая с 1147 по 1555 годы управлялась коммуной, а в 1569 году перешла в состав герцогства Тоскана, потеряв свою независимость.

Благодаря правлению коммуны, защищающей интересы граждан, в Сиене быстрыми темпами развивается экономика. Республика выходит на первые места по развитию торговли, строительству и финансовой сферы. К средине XII века Сиена выпускает в оборот серебряный динарий. Эта чеканная монета становится одной из основных в Европе.

Удачное географическое положение на пути между Римом и Флоренцией способствует развитию торговли. Но Сиена выступает в основном, как посредник. Из-за слабого развития ремесел, промышленность Сиены не могла конкурировать с другими городами этого региона Италии. Но торговые объединения, снабжавшие предметами роскоши и продуктами питания папский двор и двор императора, имевшие возможность поставлять товары для знатных дворов Италии и стран Европы, внесли весомый вклад в развитие города.

В 1240 году в городе было завершено строительство университета. Известные профессоры Болонского университета возглавили кафедры нового учебного заведения. Сиенский университет становиться одним из престижнейших высших учебных заведений Италии. В 50-х годах 14 столетия император Карл IV вручает университету хартию, которая не только наделяет широкими правами преподавателей и студентов, но и гарантирует его самоуправление.

Одновременно с развитием науки в Сиене набирает силу архитектура, изобразительное искусство и скульптура. Завершается строительство наиболее значимых сооружений Сиены.

В результате строительства кафедрального собора Сиены, кафедрального собора Гроссето и общественного дворца, в городе складывается целая художественная школа, стоящая у истоков искусства Раннего Возрождения. В их числе Гвидо Сиенский, Симоне Мартини, братья Амброджио и Пьетро Лоренцетти.

Но вернемся к памятникам, сформировавшим исторический центр. Они стали не только его украшением, но и статьей дохода, за счет интереса большого числа туристов.

На площади Дуомо, заложенный в 1136 году на месте римского военного поселения, собор в Сиене возводился достаточно долго. Он покоится на широкой платформе, на которую ведут просторные лестницы. В 1230 году архитектор Джованни Пизано продолжил строительство кафедрального собора. Это сооружение носит черты готического стиля, а решение его внутреннего пространства напоминает Пизанский собор, построенный в романском стиле.

Купол над собором был возведен в 1264 году. Но впоследствии собор решили перестроить. Был надстроен средний неф, изменился хор и фасад собора.

Собор в основании представляет широкий латинский крест. Поражают не только огромные пространства его центрального и боковых нефов, но и цветовое решение интерьера. Центральный неф отделен от боковых нефов рядами столбов, переходящих в арки. Создается впечатление, что каждый из них состоит из четырех стройных колонн, собранных воедино.

Полосы черного и белого мрамора покрывают опорные столбы и арочные перекрытия, они не только задерживают взгляд перед уходящими ввысь волнообразными колоннами, но и вызывают ощущение, что пространство как бы вибрирует. Сочетание этих цветов выбрано не случайно, оно соответствует сиенскому двухцветному штандарту.

Совершенно неожиданно на фоне украшенного горизонтальными полосами интерьера собора в Сиене смотрится пол, шедевр, не имеющий себе равных. 52 иллюстрации на библейские темы выложены в виде мозаики из поделочных пород и инкрустированы мрамором.

При выкладывании этого пола в высшей степени проявился талант лучших мастеров Италии. Маттео ди Джованни, Доменико ди Бартоло, Пинтуриккио – мастера, чьими творениями любуются сегодня посетители собора. Но наибольший вклад в оформление пола внес Беккафуми. Его руками было выложено 35 фрагментов, над которыми он работал на протяжении 30 лет, начиная с 1517 года. Чтобы сохранить это бесценное сокровище мирового значения, большая часть фрагментов закрыта.

Всегда открыта расположенная в левом трансепте плита изображающая «Убиение младенцев» выполненная в 1481 году мастером Маттео ди Джованни. Мозаичные фрагменты, выложенные в нефах тоже, как правило, доступны обозрению. Полностью пол собора бывает, открыт всего несколько дней в честь конного праздника Палио в Сиене.

Диетисальви ди Спеме итальянский художник, имевший свою сиенскую школу живописи в шестидесятых годах XIII столетия, украсил собор иконой «Мадонна дель вото», почитаемой народом за защиту в тяжелые для города времена. Вплоть до XVII века в минуты опасности горожане молили святую оказать им помощь, а священники устраивали Крестный ход вокруг собора и возлагали ключи от Сиены перед иконой с мольбой о спасении. В знак почитания в Дуомо (второе название собора) был возведен алтарь, в котором и находится эта икона.

Особый интерес представляют найденные в крипте собора фрески, датируемые 1280-ми годами. Их авторство, по мнению многих искусствоведов, приписывают тому же Диетисальви ди Спеме.

Достопримечательностью собора является библиотека, стены которой расписаны фрескам Пинтуриккио. «Коронация папы Пия Ш» и «Сцены из жизни папы Пия II» весьма скромных достоинств с художественной точки зрения, но необычайно красочны и колоритны. А в дальнем помещении собора можно отыскать дверь, ведущую на лестницу пристроенной квадратной колокольни. Поднявшись по лестнице можно попасть на площадку, с которой открывается изумительный панорамный вид.

Покидая кафедральный собор, еще раз хочется посмотреть на великолепный фасад, на копии скульптур Джованни Пизано (оригиналы хранятся в соборном музее), на резные и лепные украшения, на колокольню, ширина окон, которой увеличивается с каждым этажом.

Главной площадью города Сиена является центральная площадь Кампо, расположенная на склоне и имеющая форму амфитеатра. Она выложена цветными камнями, и в память о тех временах, когда городом управлял «Совет Девяти» разделена на девять секторов полосами известковым туфом (травертином). Эта площадь с ее необыкновенным наклоном, является одной из красивейших в Европе. Здесь, два раза в год, горожане устраивают турнирные скачки, собирающие толпы зрителей со всего мира.

В 1419 году по проекту Якопо дела Кверча на главной площади Сиены был установлен фонтан названный «Радость», его расположили в верхней части площади. По периметру его прямоугольного бассейна лежат на постаментах изваяния волчиц. С трех сторон фонтан огражден укрытием на котором размещены скульптурные барельефы.

Архитектурный ансамбль Сиены, носящий название (Piazza del Campo), несомненно, является одним из лучших в Италии. Даже отсутствие зелени в центральной части города, не может испортить впечатления от пребывания в нем. Этот город, в большей степени выполненный из камня цвета охры, с коричневым оттенком, но его никак нельзя назвать скучным.

Любителям природы, которые не могут обойтись без успокаивающих взор зеленых пейзажей достаточно отъехать к окраинам удивительного города Сиена. Долина Кьянти, зелень виноградников и оливковых рощ, окружающих этот средневековый город будут им наградой и отдохновением.



 
Главная -> Статьи -> Сиена – главное украшение Тосканы


Оставить отзыв

Рекомендуем:
 

Заказать обратный звонок

С нами вы экономите! Скидки на экскурсию 30%.