Сикстинская капелла – сокровища Ватикана
Достопримечательности Автор: Livgreta 2010-09-20 Нет комментариев
Идее создания Сикстинской капеллы мир обязан папе римскому Сиксту IV. Во времена правления папы Сикста IV на территории Ватикана стояла «Великая капелла». Эта домовая церковь, являлась местом, где в средние века собирался весь папский двор. Но напряженные отношения с флорентийскими Медичи и постоянные угрозы с востока Мехмеда II очень беспокоили папу римского…
Сикст IV пришел к решению дополнительно укрепить это сооружение, что и послужило причиной возведения новой капеллы. Над созданием ее проекта работал архитектор Баччо Понтелли, а воплотил его замыслы в архитектуре Джордже де Дольчи. Строительство велось с 1473 по 1481 год.
Для росписи капеллы Сикст IV пригласил лучших флорентийских и умбрийских мастеров. Фрески Боттичелли, Перуджино, Синьорелли, Пинтуриккье, Рафаэля стали украшением капеллы, придав ей восхитительный вид. В праздник Вознесения Богоматери, 15 августа 1483 года капелла была освящена и получила название Сикстинской.
Микеланджело дважды приглашали для оформления росписей в Сикстинской капелле. В первый раз ему поручил расписать плафон капеллы в 1508 году папа Юлий II. Папа хотел, чтобы плафон в центре был покрыт сложным орнаментом, а на склонах располагались фигуры двенадцати апостолов. Великий мастер нашел более интересное решение. И теперь мы видим в центре плафона фрагменты из священного писания – Библии.
Четыре года работал Микеланджело над оформлением плафона. Трехметровые фигуры пророков и сивилл выглядят титанами для неширокой капеллы. В тоже время за счет светлых тонов в них чувствуется легкость и свобода. Особо сильное впечатление производит изображенный Бог-отец, разделяющий свет и тьму, создающий светила.
Совершенно по-другому смотрится фреска Сикстинской капеллы, рассказывающая о сотворении первого человека Адама. Божественная сила в ней приобретает оттенки трепетности, одухотворенности и любви к своему творению.
Во фреске «Грехопадение» мы видим два сюжета. В левой части изображены Адам и Ева, попавшие в расставленные «сети» змия искусителя. В их позах звучит непокорность и стремление человека проявить свою волю. Смелость и желание познать, что есть добро и зло. В правой части нам представлена картина изгнания людей из Райского сада. Здесь Адам и Ева в смятении, они испытывают страх, но чувствуется сострадание Микеланджело и его безмерная любовь к людям.
Спустя четверть века папа Павел III заказал Микеланджело расписать алтарную стену Сикстинской капеллы. Так появилась фреска «Страшный суд».
Невыносимо яркое сияние окутывает сына божьего. Даже Богоматерь отводит свой взор, ибо этот свет, ослепляет как свет солнца. Лик Иисуса, на которого Бог – отец возложил трудную миссию устроить суд праведный ужасен и в тоже время красив.
Необыкновенная композиция фрески, в которой мастер как бы разделил пространство на две части, изобразив и катастрофу, ожидающую погрязших в пороках людей и участь праведников. Страшен гнев, ожидающий грешников, но и благочестивые люди не могут, открыто смотреть на свое божество.
Четыреста фигур изображены на этой фреске, и ни одна не похожа на другую. Каждая имеет свой жест и позу. Мастерство Микеланджело потрясает. Он сумел создать в этой композиции Сикстинской капеллы не только оптический объем изображения, но и передать ощущение вселенской катастрофы, которую люди поправшие законы божьи, навлекают на землю.
Лица грешников, которым суждено попасть в ад выражают ужас. Они пытаются противиться этому, но открыта большая книга, куда записаны все деяния каждого и от заслуженной кары спасения нет. Эта фреска так велика, что при работе над ней пришлось уничтожить две фрески Пируджино и росписи самого Микеланджело, которые размещались в люнетах алтарной стены. Несколько оконных проемов были заложены.
Нареканием со стороны церемониймейстера папы было изображение в Сикстинской капелле оголенных тел, что в те времена считалось недопустимым при воплощении в рисунке библейских сюжетов. Однако после того как Микеланджело изобразил одного из судей, с лицом церемониймейстера и вдобавок, как знак невежества пририсовал ему ослиные уши, уже никто не высказывал критических замечаний в адрес фрески. Но наготу изображенных людей все же пришлось прикрыть драпированными складками.
После освящения фрески тысячи паломников со всех частей света хлынули в Ватикан, чтобы увидеть этот шедевр и отдать должное творению величайшего мастера.
Со времени освящения фрески папский совет принял решение проводить в Сикстинской капелле Конклавы. На первом из них в 1492 году был избран папа Александр VI.
Сикстинская капелла вошла с мировую сокровищницу. Сегодня люди стремятся в Ватикан, чтобы увидеть великолепные потрясающие фрески, картины и скульптуры великих мастеров, навечно вписавших свои имена в мировую культуру. Велика и притягательна сила их произведений.
С нами вы экономите! Скидки на экскурсию 30%.